Молитвенная звонница, о чем тебе трезвонится?

Автор: Ирина Соломка.

Благовествуй земле радость велию,
Хвалите небеса Божию славу.
Господи, гласом звона сего священного,
Всякое стремление к ленности 
от сердца моего отжени.
И спешно мя на молитву 
и всякое дело благое,
Силою своею сотвори. Аминь. 
Молитва звонаря перед звоном.
    
В благоденственной тишине несуетливого февральского утра величественно плывут над поселениями колокольные звоны, возвещая о том, что в храмах начинается богослужение. Мгновение – и отверзется завеса Царских врат, торжественным возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!..» священник начнет божественную литургию. Во время службы, внимая славословиям, воспевающим Воскресшего Спасителя мира, прихожане будут лицезреть настоятеля, облаченного в священное облачение, воодушевленно прислуживающих пономарей, церковный хор, благозвучно распевающий на клиросе. И только они, вдохновенные исполнители колокольной мелодии, останутся неизвестными. Кто же они, богомольцы-звонари, где и когда постигли непреходящее искусство церковного звона?
      Чтобы отчасти ответить на данный вопрос, направляюсь в храм агрогородка Сочивки, который был открыт и освящен в честь Иверской иконы Божией Матери 17 октября 2015 года. Около трех лет продолжалось строительство. Колоссальными усилиями прихожан, местного хозяйства это богоугодное дело было успешно завершено: заветный храм воссиял незримым Божественным светом.
      В благоговейном молчании на минуту остановилась перед входом в святыню. Окидываю взглядом грандиозное сооружение, устремленное куполами в небесную высь, ступаю на первую ступеньку лестницы, ведущей в светлое пристанище для души, приоткрывающее таинственную дверь в Небесные чертоги.
      Непосредственно в храме и состоялась встреча с его настоятелем иереем Олегом Богданцом и местным звонарем Иваном Кондерешко.
      Из разговора стало известно, что история полесской колокольной культуры – явление уникальное. Искусство церковного звона имеет свою специфику в каждом регионе страны. Его нельзя изучать вне исторического контекста. Были трудные времена, когда колокола снимались с колоколен, люди прятали их, дабы сохранить. Умолкали голоса храмов. По результатам исследований, среди храмов, где колокольный звон практически никогда не прекращался, где верующим удалось спасти либо восстановить колокола, а вследствие чего и сберечь традицию колокольного звона, - д.Стрельно. Как рассказал священник Олег Богданец, как-то один из членов экспедиции, изучавшей колокольную культуру полесского края, внимая мелодии стрельненских колоколов, отметил, что такое дивное звучание ему приходилось слышать лишь в Свято-Даниловом монастыре Москвы. Долгое время в церкви послушание звонаря нес местный житель Константин Севастьянович Грищук (кстати, именно сельские звонари являются хранителями местных колокольных традиций). По рассказу отца Олега, здесь, к примеру, сохранились трехчастные звоны, состоящие из трех частей, каждая из которых предваряется тремя ударами большого колокола. Священник секреты церковного звона знает не понаслышке: их постигал во время учебы в Витебском духовном училище. Он же обучил животворящему искусству Ивана Кондерешко, который, прослужив некоторое время в Стрельненском храме Святого Благоверного князя Александра Невского, стал звонарем в открывшемся храме Иверской иконы Божией Матери, где трудится во славу Божию по сей день.
     Иван Васильевич родом из Тышкович. И спутницу жизни приглядел на малой родине. Однако по распределению молоденькую учительницу младших классов Нину Кондерешко направили на работу в Сочивковскую школу. В соответствии с библейской мудростью, которая гласит, что оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей, супруг последовал за своей второй половинкой. В нынешнем году исполняется тридцать лет, как чета Кондерешко, ведомая Божьей рукой, плечо в плечо идет по жизни, вместе переживая житейские радости и невзгоды, уповая на милость Всевышнего, обретая духовную силу под святыми сводами. Двух своих дочерей вырастили в духе христианской морали. Дедушка Иван теперь и внучку свою водит в храм. К тому же, Нина Ивановна преподает в приходской воскресной школе основы Православия.
Каждый день Ивана Васильевича наполнен заботами. Обязанности заведующего хозяйством в местном учреждении образования приходится совмещать со служением в церкви.
- Ощущаете эту большую нагрузку? – спрашиваю.
     - Да, что Вы! - удивляется мой собеседник. – Разве ж это нагрузка, это радость духовная! Ведь в сознании верующего человека колокол свят. Он ассоциируется с сердцем: как и сердце человеческое, он умеет откликаться на радость и скорбь. Во время освящения колоколу испрашивается Божие благословление и сила для того, чтобы слышащие его верующие собирались в церковь, укреплялись в благочестии и вере. Отрадно чувствовать свою сопричастность с этим священным действом.
     По витиеватой лестнице из прочных металлических конструкций мы поднимаемся в святая святых звонаря – на колокольню. Все семь колоколов крепятся на дубовой балке:
- Чтобы предупредить резонирование, - поясняет звонарь, чтобы звучание было гармоничным.
Колокола для храма заказывали в Воронеже – на родине колокольно-литейного дела. На некоторых из них выбиты имена жертвователей, они же увековечены в тексте металлической плиты, прикрепленной к одной из стен колокольни.
     Мои собеседники просвещают меня о разновидностях колокольных звонов. Самый большой колокол называется Благовестом. Этот звон, производимый мерными ударами в этот колокол, созывает прихожан в храм, оповещает о предстоящем богослужении. Мелодию продолжает «Трезвон», исполняющийся во все колокола и утверждающий торжество Церкви. По сути, это, можно так сказать, первая молитва Богу, ознаменование того, что началась божественная литургия.
     Традиционно в храмах звонят «По покойнику». Люди верят, что, услышав этот звон, Богородица будет молиться Богу о спасении души новопреставленного.
- Похоронный звон начинается ударом в маленький колокол, - рассказал Иван Васильевич, затем – в большой, после чего звонят все колокола. Такая традиция звона глубоко символична: звон маленького колокола означает приход в мир земной новорожденного, звон большого колокола олицетворяет взрослую жизнь состоявшегося человека, а торжественная мелодия всех колоколов возвещает радость о воскресении Спасителя и радость о том, что все мертвые воскреснут.
А вот звон на вынос Плащаницы совершается иначе: сначала звонарь ударяет в большой колокол, затем – в маленький, что символизирует истощение, умирание распятого Иисуса Христа.
- Однако существующие каноны звона никоим образом не отменяют импровизацию звонаря, - просвещает священник.
     Видя мое недоумение (в смысле, как же сочетать такие, казалось бы, противоречивые вещи), отец Олег очень доступно и просто объясняет:
- Допустим, все мы молим Господа о даровании здравия нашим родным и близким. Суть молитвы одна, но каждый облекает ее в свои слова, в зависимости от интеллектуального развития, настроения, духовного прозрения и т.д. Вот и получается, что молитва каждого человека неповторима. Звон – это та же молитва.
     Звонарь привычным движением тронул веревки, которыми крепятся колокола – и полилась над тихой деревней звучная колокольная мелодия.
- Как чувствует душа, таков и звон рождается, - подтверждает звонарь.
- Не боитесь, что народ сейчас соберется на звон колокольный? – интересуюсь.
- Да нет, - заверил исполнитель колокольной мелодии: прихожане знают, что сегодня нет богослужения.
     Немного погодя мы разговорились о том, что пути к храму неисповедимы: одни размеренно идут к нему, можно сказать, с колыбели, другие – сто дорог и распутиц измерят, прежде чем выйдут на спасительный путь. Настоятель храма также пришел к служению Господу не проторенной тропой: после окончания Пинского медучилища работал рентгенлаборантом в отделении лучевой диагностики Ивановской центральной районной больницы. Духовные искания привели его к схиархимандриту Митрофану в Жировичский монастырь, который стал своего рода духовником будущего священника. «Господь позовет – все оставишь да пойдешь дорогой, уготованной Господом», - запомнил медицинский работник таинственные слова старца. Так и случилось.
     В какой-то момент дверь храма, где идет общение, приоткрывается и на пороге появляется подвижный худощавый старик:
- Слышал, колокола звонили? – вопрошает посетитель. Оказывается, вдохновенная колокольная мелодия не осталась-таки незамеченной.
     Столь бдительным прихожанином оказался дед Коля из д.Кулики. Восемьдесятичетырехлетний человек в любую погоду на велосипеде добирается в храм, стараясь не пропускать богослужений. Вот насколько она чудодейственна, сила притяжения Божьего храма.
 
Р.S. Прости меня, уважаемый читатель, не смогла удержаться от авторской ремарки. Знаю, не имею права поучать, но все же в те благословенные мгновенья, когда звучит колокольный звон, стоит каждому из нас задуматься о непреходящих ценностях бытия, бренности жизни, смысле своего существования в земном измерении, человеческом единении, ибо ты «един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе» (английский поэт и священник XVII века Джон Донн).