• 001
  • 002
  • 003
  • 004
  • 005

Первое воскресение Великого Поста – Торжество Православия.

Автор: Помощник благочинного по миссионерскому служению священник Олег Илюшин.

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. Праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества и неразрывно связан с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения.  «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (Иоан.1:14)
 
Образ личности Господа нашего Иисуса Христа, на протяжении двух тысяч лет является предметным
исповеданием догмата (неизменяемого вероучения) Церкви о спасение через веру в воплощение Бога Слова. А образы Пресвятой Богородицы и Святых являются свидетельством непрекращающегося действия Духа Святого в Православной Церкви и призывом подражания их жизни.
Конечно же Православные христиане почитают святые иконы не как идолов, считая, что они сами по себе (как изделия рук человеческих) имеют особое «магическое» действие, но как изображения, которые переносят наше внимание к первоисточнику. Если можно так выразится, икона — это окно, через которое мы всматриваемся в Горний Мир.
 Как говорится в основном вероучительном постановлении (догмате) VII Вселенского Собора: «…взирающие на них (иконы) побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием (целованием) и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням.... Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».
С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как на него пришлось самое первое его празднование в 843 году. Помимо почитания икон в этот день, в особых молитвословиях, отрицаются и другие вероучительные заблуждения (ереси), искажающие Богооткровенные Истины Православной веры.
Но в этом году мы особо вспоминаем еще одно событие, неразрывно связанное с неделей Торжества Православия.
В первое великопостное воскресенье 180 лет назад, 25 февраля 1839 года, в городе Полоцке свершилось поистине эпохальное событие в истории нашей Церкви и нашего Отечества. В этот день униатские иерархи и клирики, служившие на белорусско-литовских землях, по призыву епископа Иосифа (Семашко) собрались под сводами древнего Софийского собора, для того чтобы провозгласить решение об отмене Брестской унии 1596 года и о своём добровольном возвращении в лоно Православной Церкви. 
Как написал в своем послании по поводу этого события Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел - «Главный итог Полоцкого Собора очевиден и неоспорим: большинство жителей богохранимой страны нашей являются православными христианами. Полоцкий Собор выразил народное стремление к единству с Матерью-Церковью, подтвердив, что никакой земной силе не дано уничтожить правду и Церковь Христову. Именно это обетование Божие о Церкви Христовой явилось источником успеха и жизнеспособности соборного решения. Действиями соборян руководил не эгоистичный поиск личной выгоды, а Сам Дух Святой - Дух премудрости и разума, направляющий ко славе Божией и ко спасению живущих на земле людей. В память о деянии Полоцкого Собора была отчеканена медаль с надписью: «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию (1839)». В этих словах заключается особый урок назидания, который требует самого глубокого восприятия и осмысления. Уния, насаждавшаяся путем грубого силового давления, лжи и обмана, обернулась множеством бед и страданий для восточных славян, а в исторической перспективе оказалась домом, построенным на песке (Мф. 7 :26), который естественным образом бесславно рухнул. История свидетельствует, что такой конец уготован всем, кто посягает на Церковь Христову» .
Исторический опыт почти двухсотлетней давности становится особенно актуален в наши дни, когда враг нашего спасения пытается различными способами расколоть единство Церкви и тем самым разрушить духовную связь, объединяющую ее членов. Но Бог поругаем не бывает. Господь создал Свою Церковь не для устроения временных «земных царств», но для достижения нами вечного Царства Небесного. Поэтому вспомним слова Спасителя: «… Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
(Матф.16:18)   и утвердимся в познании Православной веры, молитве и благочестивой жизни - «Да не обольстит вас никто никак.» (2Фесс.2:3)