Великий пост и Страстная седмица.
Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления.
Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокодневному посту Моисея (Иск., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл.), а главным образом - Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф. 4,2).
На апостольское установление Святой Четыредесятницы и соблюдение её всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I- IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду.
В восточных Церквах уже в IV веке установился порядок соблюдения Великого поста: с понедельника, после Недели сыропустной, до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы - "ради спасительных Страстей (Страданий) Христовых".
О важном значении поста для человека очень хорошо и точно сказано в одной древней книге: "Пост, делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укращает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; всё внутри нас в порядок приводит; развращённые помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает" .
Через пост мы приобщаемся свету Благовещения, "сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем" (стихира на "Господи, воззвах").
Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Святой Четыредесятницы к Страстной седмице.
Поскольку мы сейчас переживаем дни Страстной седмицы, то думаю уместно будет сказать о том, какие событии вспоминаются в эти великие и святые дни.
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египте, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день вспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень закона.
В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа и праведность суда Божия.
В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокоженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил своё сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.
В Великий Четверг воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.
В Великую Пятницу воспоминается распятие и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте, а также снятие с Креста Пречистого Тела Господа Иисуса Христа и Его погребение во гробе.
В Великую Субботу воспоминается погребение Христа Спасителя, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня предуказывыется и славное Воскресение Господа Иисуса Христа.
Духовенство Ивановского Благочиния желает всем доброго здравия, как духовного так и телесного, и чтобы каждый человек насладился радостию о Воскресшем Христе.