• 001
  • 002
  • 003
  • 004
  • 005

Великий пост и Страстная седмица.

Автор: Иерей Андрей Шумак.

 

     Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления. 

     Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокодневному посту Моисея (Иск., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл.), а главным образом - Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф. 4,2). 
     На апостольское установление Святой Четыредесятницы и соблюдение её всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I- IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие  другие. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. 
     В восточных Церквах уже в IV веке установился порядок соблюдения Великого поста: с понедельника, после Недели сыропустной, до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы - "ради спасительных Страстей (Страданий) Христовых".
     О важном значении поста для человека очень хорошо и точно сказано в одной древней книге: "Пост, делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укращает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; всё внутри нас в порядок приводит; развращённые помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает" . 
     Через пост мы приобщаемся свету Благовещения, "сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем" (стихира на "Господи, воззвах"). 
     Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Святой Четыредесятницы к Страстной седмице. 
     Поскольку мы сейчас переживаем дни Страстной седмицы, то думаю уместно будет сказать о том, какие событии вспоминаются в эти великие и святые дни. 
     В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египте, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день вспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень закона. 
     В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа и праведность суда Божия. 
     В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокоженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил своё сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников. 
     В Великий Четверг воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святой Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть. 
     В Великую Пятницу воспоминается распятие и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте, а также снятие с Креста Пречистого Тела Господа Иисуса Христа и Его погребение во гробе. 
     В Великую Субботу воспоминается погребение Христа Спасителя, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня предуказывыется и славное Воскресение Господа Иисуса Христа. 
      Духовенство Ивановского Благочиния желает  всем доброго здравия, как духовного так и телесного, и чтобы каждый человек насладился радостию о Воскресшем Христе.