• 001
  • 002
  • 003
  • 004
  • 005

С благоговением к святому хлебу

Автор: Ирина СОЛОМКА..

Весело мерцают, перемигиваются в печке жаркие угольки. На кухонном столе в формочках – приготовленные для выпекания хлеба. Тщательно вымешивается тесто, затем раскатывается листами нужной толщины, разрезается специальной формой на кружки, из которых впоследствии сформируются просфоры. Процесс проходит без спешки и суеты. В благодатной тишине звучат слова молитвы. С настенных икон строго смотрят мудрые лики святых.
 
 - Просфора (в переводе с древнегреческого – «приношение») – особый хлеб, употребляемый для совершения Божественной литургии и освящаемый в первой ее части, называемой Проскомидией, - рассказывает священник Николай Балюк, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы в д.Лясковичи, – а литургия – это всегда Пасха, потому что на ней верующий может причаститься, принять в себя Самого Христа.
Поэтому выпекание просфор – не просто кулинарное искусство,в чем я убедилась воочию, а действие, совершаемое особым образом, в благоговейном состоянии души.
Отцу Николаю в этом благом деле помогают воспитанницы воскресной школы, действующей при храме, две сестры Анастасия и Диана Хвисюк.
Руки девочек ловко управляются с тестом, им не надо подсказывать, что за чем делать. По всему видно, послушание это им не в новинку.
Одна из сестер нарезает заготовки для верхней части просфоры. Рядышком – уже сформированные заготовки для нижней ее части (они потолще). Две части просфоры знаменуют два естества Иисуса Христа – Божественное и человеческое.
Настя ставит на хлеб печать (печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем), которая представляет собой изображение креста в центре, а по углам – начальные буквы имени Христа Спасителя IС-ХС и греческого слова NIКА, что означает «Иисус Христос побеждает».
Предварительно девочка обваливает кусочки теста в муке (кстати, используется мука, которую жертвуют прихожане), чтобы печать не прилипала. Вроде бы, ничего сложного, однако и в этом деле нужно иметь сноровку: оттиск не должен получиться расплывчатым, нечетким.
Под рукой у юной просфорницы – чашечка с водой. Перед тем, как наложить верхнюю часть просфоры на нижнюю, девочка смачивает соединительные поверхности водой, старательно, чуть прижимая, соединяет их.
…Изящные просфоры выложены на противни. Литургический хлеб готов к выпеканию.
Пока выпекается первая партия, продолжается работа со следующей.
Я сознательно не спрашиваю подробностей рецепта просфоры. Достоверно знаю, что хлеб этот постный, готовится он из дрожжевого теста, состоящего из муки, воды и соли, как теперь уже знаю и то, что его главным ингредиентом является любовь и теплота сердца человеческого.
- Просфор потребуется большое количество, - просвещает меня матушка. – Ведь праздничные Пасхальные богослужения в храме будут совершаться на протяжении трех дней подряд.
- Каково это, быть матушкой? – спрашиваю, пользуясь моментом. – Тяжело?!
- Не труднее, чем быть женой не священника, - не задумываясь отвечает женщина. Но уже через несколько мгновений убежденно добавляет: - Нисколечко не тяжело, даже, наоборот – радостно!
Матушка также нередко принимает участие в выпекании святых хлебов. Она рассказывает о том, что к Пасхе, кроме просфор, будет изготовлен еще и артос – цельная просфора с изображением Воскресения Христова как знамения победы над смертью. Артос освящается на Пасхальной седмице особой молитвой, после чего его хранят на аналое перед иконостасом.
Происхождение артоса имеет отношение к апостолам, которые после Вознесения Христа якобы оставляли для Него незанятым место за столом и клали кусочек хлеба, словно если бы Сам Господь присутствовал незримо за трапезой. Народным переосмыслением артоса является наша традиционная «паска».
По словам жены священника, артос в приходе печется в больших кастрюлях, которые предназначены специально для выпекания этого святого хлеба.
- С ним ходят на Пасху Крестным ходом, - рассказывает матушка, - опять же как напоминание о том, что Христос пребывает с нами.
В первое воскресенье после первого пасхального дня частицы артоса раздаются всем участникам богослужения и хранятся в святом углу дома в течение года как духовное врачевание от немощей.
Пока мы разговариваем с матушкой, испеклись просфоры. Отец Николай аккуратно извлекает противни из печки. Настя и Диана – на подхвате.
- Устали, небось? – интересуюсь у девочек.
- Да нет, - слышу в ответ. – Это ведь так радостно – быть причастным к богоугодному делу.
Отмечаю про себя, что не первый раз за время пребывания в гостях у батюшки слышу слова «радость», «любовь», «вдохновение». Чувствую, что благодатная атмосфера коснулась теплом и моей души.
По дому разносится запах свежеиспеченной выпечки. Просфоры получились приятно подрумяненными, гладкими.
- Во время Проскомидии в алтаре из них будут выниматься частицы за живых и усопших, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу со словами «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих», - поясняет отец Николай, с помощью подопечных заботливо укладывая выпечку в полотняный мешок. - После богослужения просфоры раздадутся верующим.
Батюшка напомнил, что принимаются они натощак, прежде принятия всякой пищи.
Не сомневаюсь, что каждый христианин станет вкушать их со смирением и страхом Божиим, как того и заслуживает священный хлеб, являющийся символом Христа, который, пострадав за людские грехи, сделался для нас животворящим Хлебом жизни.