Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Стефана, Архиепископа Пинского и Лунинецкого
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие, благочестивые миряне и все верные чада нашей Православной Пинской Епархии!
Сегодня, в праздник Рождества Христова, Святая Церковь призывает нас к великой радости. В Святой День Рождества, по слову апостола Павла, открылась Великая благочестия тайна – Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16).
Иисус Христос Сын Божий Спаситель всех людей родился от Девы Марии в Вифлееме. Ради человеколюбия Бог стал человеком, чтобы мы становились богами по благодати. Родился Христос, чтобы просветить нас Светом Евангельского учения. Родился Христос, чтобы взойти на Крест и пострадать за грехи всего мира. Родился Христос, чтобы искупить нас Своею Кровию и отменить наказание. Родился Христос, чтобы воскресить падшего и умерщвленного человека и даровать нам Царство Небесное. Родился Христос, чтобы и мы родились свыше и стали сынами и наследниками Бога.
Пророк Исаия, предвидя этот день, восклицал: «Сидящие во тьме и под тенью смерти видели Свет Великий» (Ис. 9, 1-2). И говорит Господь в Евангелии: «Я Свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме» (Ин. 12, 46).
Своим ограниченным умом человек не способен до конца осознать все безграничное величие тайны Боговоплощения. В одном из своих сочинений блаженный Иероним Стридо́нский описывает, как, пребывая в Вифлееме, он стоял перед маленькими яслями не в силах понять, как могли они вместить Самого Господа. И тогда он воззвал ко Творцу: «Господи, как Ты вместился в эту тесноту? Что мне нужно сделать, чтобы Тебе помочь?». И услышал от Богомладенца: «Пой только “Слава в вышних Богу” и пытайся бороться со своей человеческой страстью». Слишком простым показался блаженному Иерониму этот ответ и снова воззвал он: «И все же: что мне отдать Тебе, Господи?». «Мне ничего не нужно, – снова услышал, – ибо Моя земля и небо Мое. Если есть у тебя, что отдать, отдай ближнему своему». «И всё же, – еще настойчивее воззвал блаженный Иероним, – всё же, Господи, я Твое творение, я Твой раб, чем мне Тебе помочь?». И тогда сказал ему Богомладенец: «Если ты так верен Мне, то отдай Мне твои страсти, отдай поруганную совесть и будешь спасен».
Действительно, мы родственны Христу по плоти. Но, как говорит апостол Павел, это наше родство с Господом определяется не кровью, а духом (Рим. 8, 1).
Каждому человеку присуще неистребимое врожденное религиозное чувство. Оно может привести человека к Богу, но может быть направлено и к ложным идеалам. В этом мы убеждаемся, изучая историю языческого мира с его бесчисленным множеством идолов. Многие искушались, видя перед собой силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, – их-то и называли пророками. Они шли как бы наперекор течению, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на этот подвиг мужественного хранения веры даровал тем людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало сохранить веру.
Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать – ту самую, которая вдохновляла пророков, – должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.
В эти радостные праздничные дни Церковь снова и снова научает нас быть благодарными Богу. Что же мы принесем и чем воздадим Ему, чем послужим Младенцу Христу? Мудрецы принесли Ему золото как Царю – мы будем исполнять Царские повеления – заповеди Христовы; принесли ливан, благовония как Богу – мы будем приносить Ему чистое христианское исповедание веры; волхвы принесли смирну как человеку, готовящемуся к смерти и погребению – мы же будем благодарить Христа за его вольное страдание за нас.
Возблагодарим Господа, лежащего ныне в яслях, и вместе со славословием и хвалением, принесем каждый от сердца своего какое-либо доброе дело.
Пусть радость всего мира наполнит сердце каждого, разгоняя печали житейские и возводя наши умы и стремления к небу, ибо оттуда слышится радостное ангельское благовестие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».
С Праздником Рождества Христова! С Праздником света, радости и добра!
Стефан,
Архиепископ Пинский и Лунинецкий