Жизнь посвятил служению Богу и людям
Евр.13:7. Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
Много знаменитых пастырей Православной церкви, имена которых воссияли в лике святых: Иоанн Кронштадтский, Алексий Мечев, Иоанн Кормянский и т.д. Мы преклоняем сердца перед их подвигом веры, просим их молитвенного заступничества. Но есть пастыри, имена которых почти не известны, православные священники, чья жизнь была посвящена служению Богу и людям.
Одним из таких пастырей был протоиерей Василий Антониевич Котович, сын протоиерея Антония Онуфриевича Котовича. Родился 22 марта 1849 года в селе Череванчицы Кобринского уезда Гродненской губернии, где с давних времен (начиная с 15 века) жили и трудились на пастырском поприще его предки. Василий Котович окончил Виленскую духовную семинарию. В 1873 году был рукоположен в священники. Отец Василий сменяет несколько приходов, но с 1885 г. жизнь его тесно связана с ивановской землей. Здесь он покупает имение Чабаивка (сейчас входит в земли ОАО «Бакуново») в аг.Сочивки, где проживает до последних своих дней. В имении он разбивает прекрасный фруктовый сад, заводит большую пасеку. Отец Василий проявляет себя незаурядным пастырем. Его ходатайством и на его средства открываются церковные школы для крестьянских детей, где обучение происходит на русском языке, а не на польском. Церковные школы были бесплатными, создавались за собственный (а не казенный) счет священника в церковных помещениях. Главной мотивацией отца Василия при создании церковных школ было просвещение и укоренение в христианской настроенности крестьянских детей. Материальное положение церковных школ было весьма скромным, учебники приобретались за счет прихода, оплаты труда преподавателя-священника не предполагалось.
Отец Василий составляет «простонародный» катехизис, в котором в доступной форме была изложена главнейшая суть христианского православного вероучения. Сам постоянно читая этот катехизис в церкви, он распространял его в рукописных тетрадях по приходу. В последствии катехизис разошелся по Литовской, Волынской и Холмской епархиям, вызывая самые одобрительные отзывы как у пастырей, так и простых прихожан, но из-за рукописной формы его не сохранилось. Все проповеди священник произносит на русском языке и местном диалекте, призывая людей не забывать свой язык и свою культуру (что вызывает недовольство со стороны польских властей), выписывает много русских газет и журналов, пишет статьи в «Виленские духовные ведомости», собирает старинные богослужебные распевы, легенды, народные сказания и песни полешуков, описывает их быт.
В период Первой мировой войны, с 1915 по н.1919 г., становится почти единственным православным священником на территории 66 приходов, население которых составляло почти 450 тысяч человек. В конце августа 1915 г. возле имения Чабаивка происходит бой между немецкими и русскими войсками, после его окончания о.Василий просит разрешения немецкого командования, собирает тела более 80 погибших русских солдат и хоронит их в лесу возле имения. Интересные сведения о жизни отца Василия во время и после войны, состоянии общества и Церкви содержит его письмо в Полесскую духовную консисторию от 25 августа 1928 г.
«…Три года и четыре месяца, на протяжении всей войны, поочередно в воскресные и праздничные дни совершал богослужения в храмах м. Иванова, Хомска, Мотоля, Бездежа, селах: Вавуличи, Ополь, Здитово, Спорово, Молодово, Охово, Поречье, Одрыжин, Дружиловичи и др., одновременно исполнял духовные требы с записью крещений, венчаний, погребений, отдельно по приходам, с выдачею требоисправителям копий записей на непредвиденный случай. По вызову требоисправителей ездил и для совершения богослужений в храмы, сопровождаемый вооруженным германским патрулем, невольно вызывая слезы у мирноплененных православных, встречавших и провожавших меня в подневольной обстановке.
Веруя во всемогущество силы Божией, в немощи совершающейся, посвящал себя в воскресения и праздники богослужениям и удовлетворению духовных треб богомольцев, отовсюду прибывавших в храм. По окончании утрени, до и после литургии, крестил детей сотнями (26 мая 1917 года в м.Хомске 118 крестил до и после обедни), тысячи и свыше приносили общую исповедь, часто Святое литургийное причащение богомольцев завершалось поздним вечером, как было в с.Поречье Пинского уезда 14 ноября 1917 года, когда 2200 человек закончили причащаться только в 7 часов вечера. По вызову германских дивизионов, сопровождаемый вооруженным патрулем, посещал селения Минской губернии Охово, Полкотичи, Скорятичи, Лисичицы, Новоселки, Отолчицы, Чемерин, Табулки и др., где служил обедни, читал акафисты, исповедовал и причащал православных, крестил детей, отпевал на кладбищах и т.д.
За 3 года и 4 месяца германской оккупации в 68 православных приходах крестил 2418 младенцев, повенчал 382 пары, отпел 791 покойника, вовсе не считаясь с денежной платою за требные и богослужебные труды, охраняя пред захватчиками авторитет православного исповедания и обрядов» (ГАБО Ф.2059, Оп.2).
Немецкое командование, пораженное верой и подвигом простого священника, дает ему прозвище «ортодоксе-пастор». Через некоторое время был вызван из Берлина художник-портретист и написал портрет священника, который был увезен в Германию. За личный подвиг и мужество во время войны в 1920 г. Свт. Тихоном (Белавиным), Патриархом Всероссийским, о.Василий был награжден золотым наперстным крестом и саном протоиерея.
После окончания войны был настоятелем прихода в селе Ополь, а в 1926 году перевелся в д.Стрельно настоятелем Александро-Невской церкви, которая находилась в 5 верстах от его имения Чабаивка. На жизненный путь этого пастыря выпало много скорбей: смерть детей и внуков, преждевременная смерть жены, доносы, нападение бандитов, война, напряженные отношения с польскими властями, слежка польской полиции, но все это не поколебало его веры в Бога и любви к людям. В 1935 г. о.Василий подает прошение и уходит на покой, послужив более 60-ти лет Православной Церкви. До последних дней своей жизни он оставался в ясной памяти. Умер Василий Котович в своем имении 29.07.1937 г. на 88-м году жизни.
Много можно писать и говорить об о.Василие. Архивные документы, которые хранятся в ГАБО, говорят о том, что он внес свой вклад в сохранение православия и национальной культуры среди населения.
Наша задача – восстановить забытые имена, оценить вклад православных деятелей XIX – начала XX в. в развитие общества и расширение письменности среди населения. И не просто понять, а сделать широко известными, доступными каждому. Надеемся, что наша работа хоть в какой-то степени поспособствует этому.